Левиафан – телескоп, размеры которого потрясают воображение

08.12.2017 17:03  24771   Денис Кулешов  Статья

Человека всегда манили тайны Вселенной: еще древние греки и римляне изучали звезды, пытаясь понять их предназначение.

Левиафан – самый большой в мире телескоп

Для того чтобы проводить изучение планет, звезд и туманностей, необходимо специальное устройство – телескоп. Человечество за свою историю построило несколько типов телескопов, одна из моделей – это «Левиафан». Он был сконструирован Парсонсом в 1845 году. Название устройству было дано местными жителями за его гигантские размеры. Если оценивать этот телескоп исключительно по габаритам, то он оказался самым большим за последние 75 лет.

Телескоп «Левиафан»

Особенности конструкции «Левиафана»

Главный элемент любого телескопа – это собирающее зеркало: чем оно больше, тем лучше оптические свойства механизма. Зеркало «Левиафана» имело диаметр 183 см и толщину 7,5 см. Оно было создано из оловянно-медного сплава, всего на изготовление зеркала ушло 1,5 тонны металла. Для того чтобы получить зеркало таких габаритов, металл заливался в пресс-форму при помощи кранов, после чего охлаждался в течение 16 недель.

Реконструированный телескоп «Левиафан»

Чтобы установить зеркало, была создана труба и основание телескопа. Труба имела шарнирный механизм и два устройства, такое решение позволяло наклонять телескоп, выбирая небесные объекты для изучения. Что касается самой трубы, то она была построена по принципу Ньютона (имела находящийся по центру окуляр). Эту трубу с двух сторон фиксировали в вертикальном положении опорные стены, длиной 15 и 21 метр. Со стороны эта конструкция телескопа напоминала гигантскую пушку, нацеленную в небо.

Зарисовка галактики Водоворот графом Росс в 1845 году

Благодаря такой конструкции «Левиафана», его создатель и другие ученые смогли открыть Крабовидную туманность, галактики Водоворот и Messier 51. Кроме того, с его помощью были обнаружены несколько спиралевидных туманностей и галактики, которые ранее было принято считать туманностями.

Что происходит с телескопом сейчас?

Телескоп «Левиафан» в музее

Применение «Левиафана» по прямому назначению продолжалось вплоть до 1890 года, затем в 1914 году он был разобран. Тем не менее, ознакомиться с уникальным аппаратом может любой желающий, так как элементы его конструкции хранятся в Музее науки в Лондоне. В частности, до наших дней сохранилось запасное собирающее зеркало, подпирающие стенки и труба. Эти элементы и по сей день поражают своими размерами людей, которые на любительском или профессиональном уровне занимаются астрономией. Стоит отметить, что «Левиафан» теперь не считается самым большим телескопом мира, так как в 1917 году был создан 254-сантиметровый телескоп Хокера.