Генетический сбой привел к появлению «многополых» пчел

02.12.2018 19:25  379   Валерий Щукин  Статья

Генетический сбой случается у разных представителей флоры и фауны, именно его обнаружили ученые Сиднейского университета во время изучения пчел.

Пчелиная семья

Следствием стало появление «многополых» насекомых. Мутация, по мнению австралийских исследователей, может даже принести определенную пользу.

Как происходит развитие пчелы?

В пчелином рое за воспроизводство колонии отвечает только самка-королева, именно она откладывает оплодотворенные и неоплодотворенные яйца. Из первых получаются стерильные самки и рабочие, а из вторых – трутни. Однако на практике стадии развития пчелы могут значительно отличаться от классической схемы. Именно с такими отклонениями столкнулись биологи во время изучения мозаицизма, при котором различные ткани одного организма содержат разные клетки. Аномалия происходит из-за гинадроморфизма, он возникает из-за того, что пчела-королева оплодотворяется не менее чем 10 самцами. По этой причине в каждое яйцо может попадать несколько сперматозоидов. Одна из мужских половых клеток может развиться в ткани с одинарным набором хромосом (как у самцов), а другая – дать начало парным наборам (как у рабочих особей).

Пчелы

Чтобы детально разобраться в этом процессе, специалисты изучили сразу 11 ганадроморфных пчел из одной семьи. Это дало следующие результаты:

• пять имели недоразвитые яички (характерные для самок-трудяг);
  • у одной были развитые мужские половые органы;
  • у двух оказались слаборазвитые мужские органы;
  • трое получили развитые яички (как у королев-самок).

После этого провели анализ, итог оказался весьма неожиданным: у 9 особей обнаружился генетический мозаизм. Геном пчелы в этих случаях состоит из генома матери и двух-трех отцов, причем у одной не было женских структур.

Предназначение мозаичного мозаицизма

Специалисты объясняют обнаруженную аномалию мутацией у самой пчелы-царицы. Из-за этого нарушается селекция отцовских хромосом, что становится причиной появления мозаичных насекомых. Ученые предполагают, что благодаря этому обеспечивается эффективное воспроизводство роя.