Ученые выяснили, как происходит регенерация тканей плоских червей

19.06.2018 20:09  254   Ильяс Захаров  Статья

Всем известна удивительная способность плоского червя к восстановлению: даже если разрезать его пополам или на несколько частей через некоторое время из отдельных фрагментов тела вновь вырастает полноценное существо.

Черви раскрывают секреты регенерации

Такую возможность обеспечивают клеточные источники регенерации. До недавнего времени это было абстрактное понятие, однако группа ученых смогла выделить взрослые плюрипотентные клетки, которые и отвечают за регенеративную функцию. Особенность в том, что они способны превратиться в любую ткань, наделяя червей-планарий удивительными свойствами.

Как обнаружены клетки, отвечающие за процесс регенерации?

Чтобы выделить данный тип микроорганизмов, был использован белковый маркер piwi-1. Для достижения искомого результата генетики выполнили следующие действия:

• отобрали экземпляры, содержащие белок, и увидели, что они делятся на 2 категории (первая синтезировала много белка и вела себя, как необласты, а вторая производила незначительное количество вещества);
  • проанализировали механизм работы генома в 8 тысячах единиц с высокой концентрацией белкового маркера, отделив те экземпляры, ДНК которых показала, что они уже начали трансформироваться;
  • отобрали две группы, которые отличаются активностью генов Nb1 и Nb2 (этот тип отличается способностью генерации мембранного белка тетраспомина);
  • пересадили чуть не уничтоженные радиацией Nb2-клетки плоским червям.

В результате именно облученные радиацией частицы позволили червям-планариям продемонстрировать абсолютное восстановление.

Исследования регенерации тканей плоских червей

Что дает это исследование?

Исследователям остается выяснить, как происходит регенерация тканей. Информация может стать основой для разработки новых лекарственных препаратов и методов лечения различных заболеваний. В частности, лечение стволовыми клетками может спасти жизни миллионов людей, страдающих онкологическими и генетическими недугами.